Замечаю за собой, что потихоньку, шаг за шагом, проще отношусь к чужому разочарованию во мне. Мой ум давно знает, а бессознательная часть только сейчас встраивает в свой опыт простую истину: люди не прощают тем, в ком разочаровались, того, что они не вписались в придуманный образ. Этот образ по каким-то причинам очень важен для того, кто был разочарован. Мои реальные действия и слова тут не имеют значения. До тех пор, пока мой силуэт случайным образом совпадает с чужим идеалом - мною очарованы. И я очарован тоже - искал же где-то в мире идеального психотерапевта, каждое слово которого - истина, чьи политические взгляды полностью совпадают с моими, чьи житейские привычки всегда будут совпадать с теми, которыми считаю приемлемыми сам.
Младенческая мечта - поиск идеального хорошего объекта. "Моя мама всегда хорошая", "мой папа самый сильный и добрый"... Неважно, какая мама, папа или какой я - важно то, насколько они или я попадаем в идеал. Разочарование неизбежно при первом-втором неосторожном движении, которое даст знать очарованному, что я-реальный не совпадаю с его потребностью в идеальном объекте-ориентире. И мне этого могут не простить. И я не прощал...
Сколько бы хороших или умных слов я не сказал ДО этого краха - все будет обесценено и выброшено. Идеальный человек должен быть идеален (т.е. совпадать с ожиданиями) во всём. Нет потребности в живом человеке, и поэтому в момент разочарования живой человек отбрасывается. "Настоящий психолог никогда не..." (читай "я только такого психолога признаю настоящим, который думает как я"). "Настоящий друг всегда..." (читай "ты будешь другом, если всегда будешь действовать в соответствии с моими представлениями о дружбе").
Так вот, главным открытием для моего бессознательного стало то, что мои действия и слова редко являются реальным поводом для разочарования. Чаще всего - это мечты, грезы, фантазии другого об идеальном человеке, который успокоит его душевную тревогу.
Разочарование - нормальное и естественное переживание. Вопрос в том, что делает человек после того, как оно наступило (и могу ли я сам выдержать чужое разочарование во мне, не обесценив того, кто это сделал). Бросится искать новый идеальный объект - или попытается познакомиться со мной заново, оставляя себе то, что я могу ему дать полезного и нужного, и отвергая то, что ему не подходит. С такими людьми надежно и тепло. И я сам учусь этому. И стыд за то, что "не соответствуешь" постепенно сменяется (проходя стадию злости) грустью от того, что "не совпали" (если человек значим).
Илья Латыпов